Создание макета для печати

Несмотря на доминирование цифровых технологий, печатная продукция остается важной частью коммуникации и маркетинга. Ее востребованность напрямую зависит от качества макета. Неправильно выбранные цвета, некорректное разрешение изображений, ошибки с размерами сделают изделие далеким от идеала. В этой статье рассмотрим требования к макету и все этапы предпечатной подготовки.

7 минут
11 августа 2025

Что такое препресс?

Так называют создание макета для печати. Это комплекс подготовительных действий, предшествующих запуску тиража на распечатку. Главная задача – обеспечить точное воспроизведение оригинала на печатном оттиске.

Качественный препресс позволяет получить яркие, четкие, хорошо читаемые изображения, избежать дефектов/брака. Инвестиции в оборудование и обучение персонала для препресса окупаются за счет повышения качества полиграфии, сокращения издержек.

Подготовка макета выполняется с применением цифровых технологий и программного обеспечения (ПО) на каждом из этапов работы. Компьютерная верстка, цифровая цветокоррекция, автоматизированный спуск полос, другие технологии повышают эффективность выполняемых действий. Все большее распространение получают облачные сервисы и платформы для коллективной работы, позволяющие специалистам и заказчикам обмениваться информацией и работать над проектами в режиме реального времени.

Кто подготавливает макет к печати?

Допечатная подготовка материала требует профессиональных знаний и навыков. Совместная работа дизайнеров, верстальщиков, препресс-инженеров позволяет реализовать смелые идеи, выполнить все условия заказчиков в любом виде полиграфии, в том числе – при изготовлении POS-материалов для рекламных мероприятий.

Чтобы подготовить макет для печати, нужны слаженные действия нескольких специалистов. В команде должны быть:

  1. Дизайнер-макетировщик – занимается разработкой визуальной концепции, выбором шрифтов, цветов, изображений. Он создает электронную версию будущего полиграфического издания. От его креативности и профессионализма зависит привлекательность/эффективность рекламного или информационного материала.

  2. Верстальщик – размещает элементы макета для печати (текст, изображения, графику) на странице, соблюдая правила типографики и пожелания дизайнера. Он отвечает за читабельность, логическую структуру, визуальную гармонию макета. Верстальщик работает с программами верстки (Adobe InDesign, QuarkXPress).

  3. Препресс-инженер – ключевое звено между дизайнером и печатным производством. В его обязанности входит:

    • проверка макета на наличие ошибок (шрифтов, цветов, разрешения изображений);

    • цветокоррекция и цветоделение (обеспечение точной передачи оттенков при распечатке);

    • правильное расположение страниц для фальцовки/обрезки;

    • генерация растровых изображений (преобразование векторной графики в растровую картинку);

    • создание контрольных оттисков (цветопроб) для согласования с заказчиком.

Этапы препресса

Предпечатная подготовка ориентирована на создание графических файлов, текста, других элементов макета. Каждый из этапов играет свою роль в создании конечного продукта.

Настройки цветового профиля

В полиграфии визуальное восприятие напечатанного текста/изображений очень важно, поэтому воспроизведение цветов с высокой точностью – необходимое условие. Цветопередача влияет на узнаваемость продукции и, как следствие, на успех маркетинговой кампании в целом.

Цветовой профиль – это файл, содержащий математическое описание цветового пространства, используемого монитором, сканером, печатной машиной. Он позволяет переносить цвета между разными устройствами с минимальными искажениями. Без цветовых профилей одно и то же изображение, отображаемое на мониторах или отпечатываемое на станках, будет выглядеть по-разному.

Этапы настройки профиля при создании макета для печати:

  1. Калибровка и профилирование оборудования:

  • мониторов – колориметрами/спектрофотометрами, измеряющими цветопередачу монитора и генерирующими ICC-профиль (для точного отображения цвета на экране);

  • сканеров – с применением тестовых мишеней (для корректного преобразования оттенков оригинала в цифровой формат);

  • печатных машин – с распечатыванием тестовых шкал, измерением их спектрофотометром, использованием ПО для генерации ICC-профиля, учитывающего особенности конкретной машины, красок, материала.

  1. Выбор цветового пространства.

Самые распространенные в полиграфии – CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, Black) и RGB (Red, Green, Blue). CMYK – для полноцветных изображений, а RGB – для отображения на мониторах/других электронных устройствах.

  1. Преобразование из RGB в CMYK, т. е. цветоделение с ICC-профилями.

  2. Управление черным цветом (GCR/UCR).

Есть две основные стратегии: GCR (Gray Component Replacement) и UCR (Under Color Removal). При GCR определенный процент цветных красок заменяется черной, что сокращает их расход, улучшает стабильность печати. UCR удаляет черную краску из темных областей, чтобы избежать перенасыщения ею.

Что дает настройка профиля при подготовке макета для печати?

  • точное воспроизведение цвета;

  • предотвращение цветовых искажений: блеклости, перенасыщенности, других дефектов;

  • улучшение детализации изображений;

  • сокращение расхода краски.

Настройки overprint

Оверпринт – это наложение одного цвета поверх другого. Этот метод позволяет чернилам смешиваться, создавая новый оттенок/цветовой эффект.

Overprint применяют:

  • для сглаживания при незначительных смещениях печатных форм с целью предупреждения образования тонких белых линий между разными цветовыми областями;

  • для создания цветовых комбинаций/эффектов;

  • для печати тонких линий/текста;  

  • для пропечатывания плашек с переменными данными (с нумерацией или штрих-кодами).

Опции настройки Overprint есть во всех графических редакторах: Illustrator, InDesign, QuarkXPress.

Настройки наложения красок

В полиграфии применяют разные виды красок, однако общее количество пигмента, наносимого на материал, строго регламентировано и зависит от нескольких факторов. Это ограничение TIL (Total Ink Limit) обусловлено:

  • методом печати;

  • типом используемой бумаги;

  • характеристиками печатной машины;

  • другими факторами.

Превышение лимита грозит ухудшением впитываемости бумаги, что провоцирует пропитку краской следующих листов. Поэтому установленные технические нормы и форматы при создании макетов для печати обязательны к соблюдению.

Значение TIL меняется в зависимости от печатных параметров. Самый простой метод контроля – использование функционала InDesign или Photoshop:

  • В InDesign нужно применить палитру цветоделения. В результате все участки, превышающие заданный лимит, будут подсвечены красным.

  • В Photoshop параметр можно отслеживать посредством инструмента «пипетка» и информационной панели. Также предусмотрена опция предварительной настройки максимального процента краски.

Настройки цветопробы

Цветовая проба – инструмент контроля цвета. С ее помощью специалист заранее может увидеть, как будут выглядеть цвета на конкретном печатном оборудовании с использованием определенной краски. Это позволяет выявить потенциальные проблемы с цветопередачей, контрастностью, насыщенностью, другими характеристиками.

Виды цветопроб:

  • Аналоговая – традиционная методика, имитирующая офсетную печать. Она отличается высокой точностью и большей трудоемкостью.

  • Цифровая – с применением компьютерных технологий для имитации печатного оттиска. Такая цветопроба выполняется на принтерах, калиброванных в соответствии с конкретными цветовыми характеристиками определенного оборудования. Метод более оперативный и экономичный, чем аналоговый вариант. Но при этом нужна тщательная калибровка и настройка.

Требования к макетам

От того, как будет подготовлен макет для печати и выполнены требования специалистов, зависит качество полиграфии. Точное соблюдение рекомендаций позволяет избежать ошибок, сократить время производства.

Основные требования:

  1. Форматы файлов:

    • PDF (Portable Document Format) – обеспечивает сохранение форматирования, шрифтов, графики независимо от платформы и программного обеспечения;

    • AI (Adobe Illustrator) – векторный формат для логотипов, иллюстраций, графических элементов;

    • PSD, TIFF (Adobe Photoshop) – растровые форматы для обработки фотографий/изображений;

    • INDD (InDesign) – для верстки многостраничных документов (журналов, брошюр, книг).

  1. Разрешение изображений:

    • для растровых – 300 dpi;

    • для широкоформатной печати – от 150 dpi.

  1. Цветовой режим – CMYK (для цветных), Grayscale (для черно-белых).

  2. Вылеты под обрез – 3-5 мм. Это предотвращает образование белых полос по краям после обрезки.

  3. Безопасная зона – важная информация должна располагаться на расстоянии не менее 5 мм от края страницы.

  4. Геометрические параметры макета должны точно соответствовать конечному размеру печатной продукции.

  5. Требования к шрифтам макетов для печати:

    • они должны быть внедрены в PDF-файл;

    • минимальный размер шрифта – 6.

  1. Цветовые профили должны соответствовать виду бумаги, применяемому оборудованию.

  2. Все цвета должны быть сконвертированы в режим CMYK.

  3. Элементы макета должны быть расположены сбалансированно.

  4. Изображения должны быть четкими, без артефактов.

Виды печати

Существует несколько методов распечатки, у каждого из которых свои преимущества и ограничения. Выбор зависит от тиража, типа изображения, используемых материалов, требуемой цветопередачи, бюджета.

Печатные технологии:

  • Высокая печать – краска переносится на бумагу с выступающих элементов шаблона.

Характеризуется четкостью линий, устойчивостью к истиранию, возможностью наносить оттиск на разные материалы, включая грубые/текстурированные.

Недостатки: высокая стоимость изготовления печатных шаблонов + низкая скорость.

  • Плоская печать и ее разновидность – офсетная.

Это наиболее распространенный вид в современной полиграфии. При реализации офсетного метода краска переносится с шаблона на промежуточный цилиндр (офсетный барабан), а затем на бумагу.

Преимущества:

  • качественные оттиски с отличной цветопередачей/детализацией;

  • экономичность при средних/больших тиражах;

  • высокая скорость.

Недостаток – высокая стоимость подготовки для малых тиражей, увеличивающая себестоимость конечной продукции.

  • Глубокая – печатающие элементы углублены относительно пробельных.

Краска заполняет углубления, а затем отпечатывается под давлением. Метод обеспечивает насыщенность/глубину цвета. Можно печатать на разных поверхностях, включая полимерные пленки.

Недостаток – большая стоимость шаблонов и краски.

  • Цифровая – изображение формируется непосредственно на печатном устройстве из электронного файла без шаблона.

Существует два вида: струйная и лазерная. В первом случае печать выполняется путем выбрасывания микроскопических капель краски на бумагу, во втором – лазерный луч сканирует светочувствительный барабан с нанесенным тонером, который переносится на поверхность и закрепляется под воздействием высокой температуры.

Преимущества:

  • быстрое изготовление малых тиражей;

  • отсутствие затрат на изготовление печатных форм.

К недостаткам можно отнести высокую себестоимость экземпляра продукции при большом тираже.

  • Трафаретная – краска продавливается через трафарет (сетку) на запечатываемый материал.

Преимущества: можно печатать на бумаге, картоне, текстиле, пластике, стекле, металле, применяя металлизированные, флуоресцентные, глиттерные краски.

Минусы:

  • низкая скорость выполнения заказа;

  • ограничения по детализации изображения;

  • высокая цена трафаретов.

  • Флексография – разновидность высокой печати, в которой применяют гибкие полимерные печатные формы.

Этот метод используют для оформления упаковок, этикеток, обоев, других рулонных материалов.

Теперь вы знаете все самое важно про подготовку макета к печати. Если остались вопросы, то их можно задать специалистам компании «Мегафактори».

Мы используем файлы cookie. Оставаясь на сайте, Вы выражаете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Подтвердить