Цветопроба в печати

Представим себе ситуацию: вы заказали красочные рекламные каталоги, но на деле все сочные цвета, которые были на экране, стали блеклыми, безжизненными. Почему так произошло? Отвечаем – все дело в цветопробе для печати. Если пропустить эту процедуру перед выпуском тиража, то могут возникнуть непредвиденные затраты. Как этого избежать? Давайте разбираться.

3 минуты
8 июля 2025

Что такое цветопроба для печати?

Условно цветопробу можно назвать «мостиком» между тем, что вы видите на экране монитора и тем, что получаете в результате. Ее цель заключается в создании эталонного изображения, передающего реальные оттенки. В дальнейшем специалисты типографии смогут использовать его как образец для приладки печатной машины. Это повысит качество будущего тиража и удовлетворит все запросы заказчика.

Применение

Цветопроба помогает решить сразу несколько задач:

  • скорректировать передачу оттенков;

  • устранить возможные дефекты;

  • создать качественный образец;

  • сэкономить время и деньги.

Ее используют в офсетной, цифровой, широкоформатной печати для разработки POS-материалов (сливсы, препаки шоубоксы и пр.), полиграфической продукции, наружной рекламы, сувениров, корпоративной продукции.

Особенно важное значение варианты цветопробы приобретают при работе:

  • с многоцветной печатью;

  • с фирменными цветами компании;

  • с большими тиражами;

  • с фотографическими материалами;

  • со специальными эффектами – тиснение, лакирование;

  • с нестандартными материалами, например, фольгой или металлизированными красками;

  • с многослойными изделиями.

Виды цветопроб

Классификация цветопроб для печати выглядит следующим образом:

  • Аналоговая (растровая) – создается путем накладывания цветоделенных пленок и красок CMYK.

Она точно имитирует процесс офсетной печати, позволяет проверить растровые дефекты, например, появление муара, а также четко контролирует совмещение красок.

Однако в современных типографиях аналоговый способ используется довольно редко. На это влияют его высокая стоимость + прямая зависимость качества результата от квалификации специалиста.

  • Офсетная (пробопечатная) – выполняется на пробопечатном станке с использованием печатных форм, красок, бумаги.

Ее главная особенность заключается в том, что она демонстрирует нам реальный печатный процесс. То есть по факту речь идет о пробном оттиске, на котором можно не только рассмотреть сочетание цветов, но и опробовать разные виды красок и постпечатных техник.

Такой формат подходит для крупных тиражей, но отнимает много времени и финансовых средств.

  • Цифровая – создается на струйных или сублимационных принтерах, либо на специальном софте по заданным настройкам.

Этот вид цветопробы чаще всего используют на производстве, благодаря высокой скорости и доступной цене. Однако стоит учесть, что он не может передавать цвета Pantone и достоверно воспроизводить металлизированные и люминесцентные краски.

  • Экранная – работает с помощью откалиброванного монитора.

Обеспечивает быструю оценку и мгновенную корректировку в удаленном формате. Это самый простой способ, но его можно использовать только для предварительной корректировки макета. В профессиональном плане он мало эффективен.

Факторы, влияющие на качество цветопробы

Чтобы процедура прошла без нареканий, нужно учитывать несколько важных моментов:

Факторы

Расшифровка

Внешние условия

  • Соблюдение условий хранения материалов

  • Температурный режим

  • Уровень влажности

Характеристики материалов

  • Плотность + прозрачность основы – влияют на просматриваемость изображения с обратной стороны

  • Родной цвет основы

  • Тип поверхности – матовая, глянцевая или мелованная

  • Финишное покрытие – глянец усиливает контрастность, а матовая поверхность, наоборот, ее снижает

Условия осмотра

  • Спектральный состав света

  • Тип освещения – естественное или искусственное

  • Фон

Особенности макета

  • Масштаб изображения – влияние размера элементов на качество цветопередачи

  • Плотность печати – количество красок на единицу площади

  • Сложность цветовых переходов и градиентов

  • Эффекты – лакирование, тиснение и пр.

Программные настройки

  • Калибровка монитора – правильная настройка яркости, контрастности, цветовой температуры

  • Программное обеспечение

  • Цветовые профили – корректная настройка ICC-профилей

Технические параметры печати

  • Используемые краски – CMYK или специальные цвета

  • Тип печати – офсетная, цифровая, ультрафиолетовая

  • Точность наложения цветовых элементов

  • Частота + угол растра

Человеческий фактор

  • Внимательность

  • Индивидуальные особенности зрения

  • Квалификация специалистов, выполняющих цветопробу для печати

  • Точность передачи пожеланий клиента

Экономические факторы

  • Бюджет проекта

  • Объем тиража

  • Стоимость материалов + оборудования

Дадим еще несколько важных рекомендаций:

  1. Технология восприятия цвета рассчитана на освещение с источником D50. Если такая возможность недоступна, то работаем при естественном дневном свете, либо при лампах накаливания или галогенных светильниках.

  2. Чем ниже класс цветового контраста изображения, тем заметнее различие в восприятии цвета сюжета. Ведь сюжет мы всегда воспринимаем целиком и от него зависит та самая «похожесть» оттенков.

  3. Повысить стабильность цвета в пробном оттиске помогает черная краска.

Вывод: Цветопроба нужна для того, чтобы создать наглядный образец и избежать ошибок во время изготовления тиража. Это обязательный этап предпечатной подготовки, который не стоит игнорировать.