Цветопроба в печати
Представим себе ситуацию: вы заказали красочные рекламные каталоги, но на деле все сочные цвета, которые были на экране, стали блеклыми, безжизненными. Почему так произошло? Отвечаем – все дело в цветопробе для печати. Если пропустить эту процедуру перед выпуском тиража, то могут возникнуть непредвиденные затраты. Как этого избежать? Давайте разбираться.
Что такое цветопроба для печати?
Условно цветопробу можно назвать «мостиком» между тем, что вы видите на экране монитора и тем, что получаете в результате. Ее цель заключается в создании эталонного изображения, передающего реальные оттенки. В дальнейшем специалисты типографии смогут использовать его как образец для приладки печатной машины. Это повысит качество будущего тиража и удовлетворит все запросы заказчика.
Применение
Цветопроба помогает решить сразу несколько задач:
скорректировать передачу оттенков;
устранить возможные дефекты;
создать качественный образец;
сэкономить время и деньги.
Ее используют в офсетной, цифровой, широкоформатной печати для разработки POS-материалов (сливсы, препаки шоубоксы и пр.), полиграфической продукции, наружной рекламы, сувениров, корпоративной продукции.
Особенно важное значение варианты цветопробы приобретают при работе:
с многоцветной печатью;
с фирменными цветами компании;
с большими тиражами;
с фотографическими материалами;
со специальными эффектами – тиснение, лакирование;
с нестандартными материалами, например, фольгой или металлизированными красками;
с многослойными изделиями.
Виды цветопроб
Классификация цветопроб для печати выглядит следующим образом:
Аналоговая (растровая) – создается путем накладывания цветоделенных пленок и красок CMYK.
Она точно имитирует процесс офсетной печати, позволяет проверить растровые дефекты, например, появление муара, а также четко контролирует совмещение красок.
Однако в современных типографиях аналоговый способ используется довольно редко. На это влияют его высокая стоимость + прямая зависимость качества результата от квалификации специалиста.
Офсетная (пробопечатная) – выполняется на пробопечатном станке с использованием печатных форм, красок, бумаги.
Ее главная особенность заключается в том, что она демонстрирует нам реальный печатный процесс. То есть по факту речь идет о пробном оттиске, на котором можно не только рассмотреть сочетание цветов, но и опробовать разные виды красок и постпечатных техник.
Такой формат подходит для крупных тиражей, но отнимает много времени и финансовых средств.
Цифровая – создается на струйных или сублимационных принтерах, либо на специальном софте по заданным настройкам.
Этот вид цветопробы чаще всего используют на производстве, благодаря высокой скорости и доступной цене. Однако стоит учесть, что он не может передавать цвета Pantone и достоверно воспроизводить металлизированные и люминесцентные краски.
Экранная – работает с помощью откалиброванного монитора.
Обеспечивает быструю оценку и мгновенную корректировку в удаленном формате. Это самый простой способ, но его можно использовать только для предварительной корректировки макета. В профессиональном плане он мало эффективен.
Факторы, влияющие на качество цветопробы
Чтобы процедура прошла без нареканий, нужно учитывать несколько важных моментов:
Факторы | Расшифровка |
---|---|
Внешние условия |
|
Характеристики материалов |
|
Условия осмотра |
|
Особенности макета |
|
Программные настройки |
|
Технические параметры печати |
|
Человеческий фактор |
|
Экономические факторы |
|
Дадим еще несколько важных рекомендаций:
Технология восприятия цвета рассчитана на освещение с источником D50. Если такая возможность недоступна, то работаем при естественном дневном свете, либо при лампах накаливания или галогенных светильниках.
Чем ниже класс цветового контраста изображения, тем заметнее различие в восприятии цвета сюжета. Ведь сюжет мы всегда воспринимаем целиком и от него зависит та самая «похожесть» оттенков.
Повысить стабильность цвета в пробном оттиске помогает черная краска.
Вывод: Цветопроба нужна для того, чтобы создать наглядный образец и избежать ошибок во время изготовления тиража. Это обязательный этап предпечатной подготовки, который не стоит игнорировать.